ПРОГРАММА КУРСА

«Прикладная культурология: предпринимательство в культуре»


Культура и искусство в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям. Художественно-эстетическая и экономическая ценность искусства. Искусство как специфический товар/услуга. Искусство - предмет символического обмена. Искусство - «наиболее древняя» и «наиболее буквальная форма частного предпринимательства» (И. Бродский). "У свободного рынка нет идеологической задачи убить Моцарта" (Э. Неизвестный). Неоднозначность позиций в отношении процесса коммерциализации социокультурной сферы в России. "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать" (А. С. Пушкин). Предпринимательство как частный способ художественного творчества

Культура и бизнес: общее и особенное, пути взаимодействия. Бизнес - прагматичен, рационален, материально ориентирован, прибылен. Культура – прагматически незаинтересованная сфера человеческой деятельности, затратна, направлена на удовлетворение духовных потребностей.

Ахиллесова пята современной российской культуры - культурная политика. Понятие культурной политики. Структура культурной политики: концептуальный пласт, принципы финансирования, законодательной база и кадровый вопрос. Основные принципы типологизации культурной политики.Основные типы культурной политики. Культурная политики – история вопроса. Модели культурной политики.


Бизнес - культуре: модели и технологии управления. Определяющая роль менеджмента, маркетинга, связей с общественностью и рекламы в развитии культуры в условиях рынка. Ассимиляции различных модификаций управленческих технологий в сфере культуры и искусства. Изменение организационных структур и аудит приоритетов. Адаптация коммуникационных технологий управления и продвижения в сфере культуры и искусства. Спонсорство как коммерческая деятельность по продвижению товаров и услуг, технология «захвата» рынка. Спонсорство в развитых странах - коммерческая деятельность, не подлежащая налогообложению. Корпоративная филантропия – технология улучшение имиджа и репутации. Спонсорство как инвестиция в будущее компаний в отличие от вложений в прямую рекламу.

Культура - бизнесу: иной стиль и образ жизни, неординарность и креативность мышления, нестандартность решений, возвышение имиджа и укрепление репутации, способность облагораживать непривлекательные, но продуктивные сферы бизнеса. Фандрейзинг. Соотношение спонсорства, благотворительности и меценатства. «Давать деньги - дело нетрудное и по силам каждому. Но решить: кому их дать и сколько, и когда, и на какие цели, и как – задача нелегкая и не каждому по плечу». (Аристотель). Дж.Сорес: "Удочка - важнее рыбы". Положительный опыт западных стран – США, Великобритании, Франции, Австрии, Италии. Позиция западного бизнеса: «Поддерживая искусство, Вы помогаете своему бизнесу». Вопросы социальной ответственности бизнеса и развитие социокультурных проектов. Фандрейзинг в России. Фандрейзер – специфическая профессия. Востребованность фандрейзеров в мире и особенно в России.

 

Рекомендуемая литература:

Артфанзрейзинг. М., 2002.

Brand2B & Brand2C: или о том, как работают бренды… М. 2010

Долгин А. Б. Экономика символического обмена. – М., 2006.

Каменец А. В. Культурная политики и современная социокультурная ситуация //Ориентиры культурной политики. М., 1994.

Кентавр: Э. Неизвестный об искусстве, литературе , философии. М. 1992. И.

Котлер Ф. Дж. Шефф. Все билеты проданы. Маркетинговые стратегии исполнительских искусств. М., 2004

Культура и бизнес: формулы сотрудничества. (Материалы исследований). Серия культурные стратегии. Экспертный клуб. Культура и культурная политика. Культура и экономика: поиск новых моделей взаимодействия. Выпуск 4. - М., 2007.

Культура и рынок: современные тенденции. – М. – 2009.

Культурная политика России. История и современность. Серия: Ориентиры

Лендри Ч. Креативный город. М.,

Мак-Илрой Э. Культура и бизнес. Серия культурные стратегии: пер. с англ. М., 2006.

Оганов А. А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры. М., 2004.

Оганов А. А., Хангельдиева И.Г. Мировой опыт многоканального финансирования культуры 0,5 п.л. РАГС – Владимир, 2006.

Предпринимательство в культуре и культура предпринимательства. М., 2005.

Прикладная культурология. М. 2009

Прикладная культурология: калейдоскоп идей. М.- 2010

Социокультурный менеджмент на рубеже тысячелетий. М., 2000.

Тоффлер А. Столкновение с будущим. // Иностранная литература. 1972, №3.

Управление культурой в рыночной экономике. СПб., 2000.

Флорида Р. Креативный класс: люди которые меняют будущее. М., 2005

Хангельдиева И.Г. «Good name» - стратегический ресурс развития предпринимательства или о культуре предпринимательства // Предпринимательство в культуре и культура предпринимательства. М., 2005.

Хангельдиева И.Г. Информационное общество и креативный класс // Краснодар 2006. Труды международной конференции. – 2006.

Хангельдиева И.Г. Искусство и рынок в России: возможен ли консенсус? // II Овсянниковская Международная эстетическая конференция (ОМЭК II). М., 2006.

Хангельдиева И.Г. Искусство и рынок // Тетради международного университета № 1, 2003

Хангельдиева И.Г. Особенности формирования художественных брендов в современной России // Артмаркетиг. – 2006.

Хангельдиева И.Г. Творческие кластеры Москвы – предмет социокультурного анализа. Май 2006.

Экономика культуры // Отв. Реактор А. Я. Рубинштейн. – М., 2005

 

Информационные ресурсы сети Интернет

Хотя количество информации как в Интернете, так и в его русской части, растет лавинообразно, мы решили привести некоторые сайты, содержащие информацию, пригодную для лучшего освоения курса.

  1. www.uptp.ru
    Международный журнал «Проблемы теории и практики управления»
    На этом сайте вы сможете найти довольно много интересных статей, касающихся различных вопросов управления предприятием (в т.ч. инвестиционной и инновационной деятельностью).
  2. www.cfin.ru
    Корпоративный менеджмент
    Масса полезной информации - полнотекстовые варианты учебников и статей по менеджменту и маркетингу, бухучету и налогообложению; ссылки на периодические издания и Интернет-сайты по экономике, менеджменту и маркетингу. Также полезными могут быть ссылки на сайты компаний-разработчиков управленческого программного обеспечения.
  3. www.aup.ru
    Административно-управленческий портал
    Помимо книг и статей по экономике, маркетингу и менеджменту на этом сайте можно найти нормативные документы, а также примеры бизнес-планов и других видов документации, необходимой для компании. Сайт содержит множество ссылок на страницы компаний, производящих маркетинговые исследования (в т.ч. примеры исследований).
  4. www.expert.ru
    Журнал «Эксперт»
    На сайте журнала вы можете ознакомиться с материалами свежего номера как журнала «Эксперт», так и других изданий («Эксперт-Урал», «Северо-Запад», «Оборудование» и т.д.), однако статьи из архива можно получить только за определенную плату. В разделе «Спецпроекты» вы сможете найти избранные главы из учебника «7 нот менеджмента».
  5. www.marketing.spb.ru
    Marketing
    На сайте выложены учебники, научные публикации, статьи, эссе и документы по различным аспектам маркетинга, а также несколько иностранных публикаций (на англ. яз.), касающихся исследований рынка. Очень полезный раздел «Программное обеспечение», в котором, помимо собственно программного обеспечения, содержатся ссылки на различные маркетинговые базы данных и алгоритмы, шаблоны, которые могут быть использованы при проведении маркетинговых исследований, финансового анализа, при организации сбыта и т.д. Помимо этого на сайте есть ссылки на страницы маркетинговых журналов и маркетинговых агентств. Очевидный недостаток сайта - устаревшая информация.
  6. www.rbc.ru
    РИА «Росбизнесконсалтинг»
    Самая свежая информация о состоянии финансовых и товарных рынков (российских и мировых), новостные ленты. Аналитические материалы, обзоры финансовых рынков.
  7. www.a2c.ru
    a2c academics
    На этом сайте вы сможете найти информацию по таким разделам, как: стратегия и конкуренция, собственность и управление, маркетинг в корпорации, финансы и инвестиции, инновации и венчурный бизнес, ИТ, организация и профессионализм. Главный недостаток представленных материалов - поверхностность.
  8. www.anbar.com
    Anbar Electornic Intelligence (англ. яз.)
    База данных рефератов английских статей из журналов по менеджменту, управлению производством и технологиями. Возможен пробный регистрируемый доступ.
  9. http://www.marketologi.ru/lib/saginova/high
  10. http://royallib.ru/read/_/marketing_obrazovaniya
  11. http://dic.academic.ru
  12. http://www.aup.ru/marketing
  13. http://www.marketing.spb.ru
  14. http://marketopedia.ru
  15. www.marketing.spb.ru
  16. www.imaginiz.com
  17. www.cpolicy.ru
  18. www.links.management.org.uk
  19. www.symphony.org